Now Reading
Жировая болезнь печени — распространенность
0

Жировая болезнь печени — распространенность

by admin30.10.2015

Неалкогольная жировая болезнь печени — одно из наиболее частых заболеваний печени, особенно в развитых странах, и представляет значительный источник болезней печени. Распространенность неалкогольной жировой болезни печени в общей популяции колеблется от 2,8 до 20% в зависимости от критериев, используемых для диагностики. При обследовании 150 пациентов с увеличением активности ферментов печени в течение по крайней мере 6 мес. у 40% пациентов обнаруживали стеатоз, у 15% — гепатит Сиу 2% — неалкогольный стеатогепатит. В другом исследовании участвовал 81 пациент с увеличением активности ферментов печени и отрицательными результатами серологических исследований: стеатоз был найден в 50% случаев, стеатогепатит — в 32%. На первичном этапе медицинской помощи среди подозреваемых хронических заболеваний печени примерно одну треть случаев составляет неалкогольная жировая болезнь печени. Ожирение, сахарный диабет 2-го типа и гиперлипидемия — наиболее частые причины развития стеатоза и стеатогепатита и являются прогностическими факторами более выраженного гистологического поражения печени. Уонлесс и Лентц провели большое исследование, посвященное факторам риска развития неалкогольной жировой болезни печени, выявленной при аутопсии. Примерно у 70% пациентов с ожирением обнаруживали стеатоз разной степени выраженности, а стеатогепатит был диагностирован у 18.5% пациентов с ожирением. Сахарный диабет считают независимым фактором риска неалкогольного стеатогепатита. Беллентани и соавторы обнаружили, что у пациентов с ожирением риск развития жирового поражения печени в 4,6 раз выше, чем у пациентор, не страдающих ожирением. Авторы также выделили гипертриглицеридемию как важный прогностический фактор развития стеатоза.

При биопсии печени пациентов с ожирением стеатоз регистрируют в 85% случаев, фиброз различной степени — в 25-30% случаев, цирроз — в 1-2% случаев и соавторы обнаружили, что примерно у 30% пациентов с ожирением и высокой активностью ферментов печени существует по крайней мере септальный фиброз, а у 10% — цирроз. В другом исследовании среди пациентов, перенесших гастропластику, Гарсия-Монзон и соавторы наблюдали неалкогольный стеатогепатит в 69% случаев, у 22% был найден простой стеатоз, и только у S% пациентов гистологическая картина печени оказалась нормальной. Как и в других исследованиях, у половины пациентов с легким или тяжелым стеатогепатитом активность ферментов соответствовала норме. Диксон и соавторы сообщили, что у пациентов после бариатрических операций на желудке нормальную гистологическую картину печени обнаруживали только в 4% случаев, простои стеатоз — в 71%, стеатогепатит с фиброзом различной степени — в 26% случаев. Похожие результаты получены и в дальнейших исследованиях.

Сахарный диабет 2-го типа

Для пациентов с неалкогольным стеатогепатитом характерна инсулинорезистентность, а гиперинсулинемия играет основную роль в патогенезе неалкогольного стеатогепатита даже при отсутствии явного сахарного диабета. Предполагают, что у 75% пациентов с сахарным диабетом развивается жировая инфильтрация печени, хотя, по-видимпму, на распространенность значительно влияет этническая принадлежность. Отмечено, что жировая инфильтрация печени часто предшествует развитию явного сахарного диабета. Появление клинически выраженного сахарного диабета у этих пациентов зависит от количества жира в периферических тканях, метаболизма его в скелетных мышцах и жизнеспособности клеток островкового аппарата поджелудочной железы. Тяжесть поражения печени у пациентов с ожирением нарастает со степенью нарушения обмена глюкозы и оказывает существенное влияние на клиническое течение заболевания — стандартизированная летальность среди пациентов с сахарным диабетом 2-го типа от цирроза превышает таковую от сердечно-сосудистых заболеваний. В дальнейшем ученые продемонстрировали, что при сочетании неалкогольной жировой ботезни печени и сахарного диабета цирроз при биопсии печени обнаруживают более чем в два раза чаще, от 10 до 25%.

Гиперлипидемия

Как и для сахарного диабета 2-го типа, не проведено достаточного количества крупных исследований, касающихся истинной распространенности неалкогольной жировой болезни печени и соответствующей гистологической картины в печени при различных видах гиперлипидемиии. В одном из исследований с использованием неинвазивных методов показано, что у двух третей пациентов с гипертриглицеридемией и у одной трети пациентов с гиперхолестеринемией имеется жировая печень. Возможно, данные занижены, поскольку в другом крупном и подробно описанном исследовании у 96% пациентов с неалкогольньш стеатогепатитом отмечали выраженную гиперлипидемию, хотя МакКалоу при обзоре 13 исследований получил более низкие показатели. Вероятно, на истинную распространенность влияют этнические факторы. Тесная связь между гиперлипидемией и жировой инфильтрацией печени позволяет обсуждать в дальнейшем вопрос о влиянии антигиперлипидемических препаратов. Хотя, по-видимому, острый гепатит развивается редко у пациентов с подозрением на неалкогольную жировую болезнь печени, принимавших статины, долгосрочные эффекты в допжной мере еще не изучены.

Метаболический синдром

Необъяснимое увеличение активности ферментов печени, приписываемое по большей части неалкогольной жировой болезни печени, наблюдают примерно у 7% пациентов с признаками, соответствующими критериям метаболического синдрома — критериям постановления о лечении взрослых III. Учитывая высокую распространенности неалкогольной жировой болезни печени в общей популяции, распространенность признаков метаболического синдрома среди пациентов с неалкогольной жировой болезнью печени и часто встречающиеся нормальные показатели активности ферментой печени даже при наличии выраженной гистологической картины заболевания, вероятно, что этот показатель ниже реальных данных. Было высказано предположение, что неалкогольная жировая болезнь печени может быть причиной метаболического синдрома. Однако современные данные указывают на то, что стеатоз печени и центральное ожирение являются независимыми факторами риска метаболического синдрома. По-видимому, для всех трех состояний характерна различная степень инсулинорезистентности и липотоксичности.

Ваша эмоция
Нравится
0%
Интересно
0%
Не понятно
0%
Я в шоке!
0%
Злость
0%
Плачу
0%

Leave a Response

19 − одиннадцать =