Субъективная оценка патологических слуховых ощущений
Даже субъективная оценка патологических слуховых ощущений может иметь определенное значение для топического диагноза (см. главу II). В частности, жалобы больного на звон, писк, свист или шум в ухе, состоящий из других звуков высокого тона, скорее всего свидетельствуют о поражении улитки. Спектр шума при кохлеарном неврите, по нашим данным, у 53,3% больных бывает высокочастотным, у 20,7% — смешанным, состоящим из звуков высоких и низких частот, и лишь у 7,6% — низкочастотным (см. 10). У 18,5% больных с перцептивной тугоухостью определить спектр шума не удалось, однако у большей части из них ширина шумового поля была наименьшей в области тонов высокого диапазона частот, что косвенно подтверждало его высокочастотный спектр.
Преобладание высокочастотного спектра шума в ушах у больных с нейросенсорной формой тугоухости отмечено всеми исследователями. G. Hicquet, Van М. Eyck (1953) отмечают диапазон составляющих его частот 2048-4096 Гц; С. Н. Михалойц (1964) — 1000- 8000 Гц, R. Ndar, I. Graham (1965) — 3000-3999 Гц; Е. Duek, G. Reed (1968) — 6000-8000 Гц; А. П. Велицкий (1978) — 2000-8000 Гц; Н. pitz (1980) считает, что субъективный шум при нейросенсорной тугоухости лежит в зоне выше 4000 Гц.
Как показали наши данные и основанные на результатах наблюдений за 1635 больными с нейросенсорной тугоухостью различного генеза, тональность шума у пациентов имеет тенденцию к смещению частот, составляющих спектр, в сторону высоких тонов, чаще в него входят звуки диапазона 3010-4000 Гц и 6010-8000 Гц (соответственно, у 23,1 и 24,6% обследованных). В данном участке тональной шкалы отмечен наибольший процент западения или обрыва аудиометрических кривых.
Совпадение спектра шума с областью наибольшего понижения слуховой чувствительности на тоны выявляется почти у 2/3 больных с заболеваниями преддверноулиткового органа различной этиологии и в 94,4% патогномонично для высокочастотного спектра шума. На данное обстоятельство обращалось внимание еще в старых работах и высказывалось мнение, что тональность шума тесно связана с областью наибольшего повреждения специфических чувствительных клеток. Особенно наглядно это видно у больных с потерей слуха, обусловленной в основном поражением участка, ответственного за восприятие высоких частот, но не затрагивающей речевые зоны.
Западение и обрыв в области высокого диапазона частот, по мнению авторов, придают субъективному шуму «острую тональность», касающуюся лишь узкой полосы частот пораженного отрезка. Именно в этих наблюдениях чаще шум носит тональный характер или соответствует одной частоте, совпадая с пиком западения слуховой чувствительности. В тех случаях, когда процесс распространяется на соседние участки, захватывая область речевых и более низких частот, полоса шума становится несколько шире. Можно представить, что такое совпадение свидетельствует о поражении улитки, так как у большинства больных оно сочетается с нарушением функции громкости. При описанной аудиологической картине, характеризующейся нейросенсорной тугоухостью и шумом в ушах высокочастотного спектра, состоящего из одной-двух частот, соответствующих наибольшему понижению слуховой чувствительности на тоны, прогноз консервативного и хирургического лечения тугоухости и шума наименее благоприятен. По-видимому, изменения в рецепторах пораженного отдела улитки в подобных случаях носят не функциональный характер, а являются довольно глубокими и скорее всего обусловлены повреждением как наружных, так и внутренних волосковых клеток спирального органа.
Leave a Response