Now Reading
Собственное я по Фрейду
0

Собственное я по Фрейду

by admin09.12.2014

Фрейд считал психику в основном бессознательной. Сознание есть для него лишь до какой-то степени частным случай психики. Решающую роль в психике играют якобы «бессознательные мышление и желания».

Фрейд полагал, что у человека могут наличествовать даже несколько психических систем, которые «могут существовать… довольно независимо друг от друга, ничего не знать друг о друге» и характеризоваться противоположными тенденциями. В человеке, таким образом, якобы существует одна личность «сознательная» и другая «бессознательная». Переход из бессознательного в сознательное вследствие неприемлемости содержания первого для второго затруднен «сопротивлением». «Вытесненные» в бессознательное тенденции, влечения, особенно в неврозе, а также в сновидении выражаются своими «заместителями», т. е. различными болезненными симптомами и «символами».

Конечно, мы не отрицаем, что не всегда человек сознает цели и причины своих действий полностью, не всегда сознает в тон или иной мере свои чувства, свое отношение к тем или другим явлениям, обстоятельствам и пр. Еще И. М. Сеченов обращал внимание на то, что было бы неправильно отождествлять психическое с сознательным. И. П. Павлов писал, что «психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного1». О том же говорят физиологические исследования Г. 13. Гершунн и др. Правильно указывает

Рубинштейн, что «грань между тем, что человек осознает, и что как бы уходит из его сознания, текуча, изменчива, динамична; по ходу жизни и деятельности осознается то одно, то другое». Дальше этот же автор пишет: «Субъект в специфическом смысле слова как „я" — это субъект сознательной, произвольной деятельности. Ядро его составляют осознанные побуждения-мотивы сознательных действий». Это положение не противоречит положению о наличии у человека, особенно больного, неосознанных или лишь частично осознанных побуждений и тенденций, целен и прочных связен. Такое понимание структуры психического полностью противостоит «бессознательному» Френда и его единомышленников в этом вопросе, для которых «бессознательное» — самостоятельная, замкнутая, не отражающая действительности, доминирующая в психике У в поведении человека область психического.

Понимание Фрейдом сновидений тесно связано с его пониманием роли сна в жизни человека1. Сон, по Фрейду, не является мерой самозащиты организма от истощения, а возникает потому, что у человека всегда имеется отрицательное отношение к жизни, к действительности, в которую он якобы неохотно пришел из внутриутробного состояния, и потому, что в связи с этим человек не может переносить мир без перерывов, предоставляемых ему сном.

Сновидения, как и симптомы неврозов, выражают в основном, по Фрейду, сексуальное. Более того, симптомы неврозов, пишет Фрейд, выражают, как правило, извращенную сексуальность.

Характерно для воззрений Фрейда, что символика сновидений ему представляется неизменяющейся в процессе исторического развития. Он утверждает, что символы имеют постоянное значение и в известной мере реализуют идеи античного толкования сновидений. В объяснении происхождения символов Фрейд не ограничивается даже углублением в античность, а опускается с этой целью во внутриутробное существование человека и в филогенез. Воду в сновидении психоаналитики признают символом рождения в связи с тем, что человек произошел от водных животных и во внутриутробном существовании находился в околоплодной жидкости.

Ваша эмоция
Нравится
0%
Интересно
0%
Не понятно
0%
Я в шоке!
0%
Злость
0%
Плачу
0%

Leave a Response

три + двенадцать =