Now Reading
Значение в психотерапии
0

Значение в психотерапии

by admin23.06.2014

Большое значение для психотерапии имеет разработка И. П. Павловым концепции внушения. Значение павловского понимания механизма внушения становится особенно понятным, если обратиться к тому, как неправильно многие, даже наиболее видные, психотерапевты понимали внушение раньше. Вспомним хотя бы, что Бернгейм понимал внушение как всякое проникновение идеи в сознание человека, объединяя, таким образом, в понятии «внушение» и процесс обучения, и убеждения и т. п.

Значительный интерес представляет определение внушения В. М. Бехтеревым: «Внушение сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица к другому, прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица». Выигрывая при сравнении с другими определениями, определение В. М. Бехтерева также лишено еще физиологической основы и не вскрывает механизма этого процесса. И только И. П. Павлов сумел расплывчатому и не опирающемуся на физиологию пониманию внушения противопоставить свое понимание, свободное от указанных недостатков.

И. П. Павлов писал, что в гипнозе и в здоровой и сильной коре положительный тонус понижается вследствие иррадиированного торможения. Когда на такую кору направляется слово гипнотизирующего, оно концентрирует раздражительный процесс в соответственном пункте, что сопровождается отрицательной индукцией, которая благодаря малому сопротивлению распространяется на всю кору, в связи с чем это слово является в известной мере изолированным от других влиянии и действует особенно сильно.

Конечно, нужно иметь в виду, что, как отмечал И. П. Павлов, у человека в еще большей мере, чем у животных, много фаз гипнотического состояния. Следовательно, и сила так понимаемого внушения может быть различной. Но внушение всегда понижает влияние всего ему мешающего, всегда тормозит ряд конкурирующих с ним влияний.

В положениях, установленных И. П. Павловым, мы находим физиологическое обоснование не только влияния внушения в гипнотическом состоянии различной глубины, но и внушения в состоянии бодрствования, а также всякого другого психотерапевтического воздействия, в котором момент внушения может участвовать уже в силу того, что к больному обращается врач, авторитет которого как специалиста для него велик.

Психотерапевтическое воздействие возможно главным образом при большом доверии больного к врачу, при достаточной склонности больного придавать словам и действиям врача, относящимся к его болезни, особенно большое значение. Поэтому слова и действия врача, оказывающего на больного психотерапевтическое воздействие, всегда в той или иной мере служат раздражителями, концентрирующими раздражительные процессы в соответственном пункте, как писал И. Гг. Павлов о внушении в гипнотическом состоянии.

Исходя из концепций своего учителя, ученик И. П. Павлова, много работавший именно в области психотерапии, Б. Н. Бирман писал: «Внушать какой-нибудь акт — это значит вызывать его путем условного раздражителя» и дальше: «Послегипнотическое внушение есть условный следовой рефлекс».

Учитывая огромную роль своего воздействия на больного, врач должен особенно помнить, как могут быть опасны и вредны для больного неосторожные слова и действия, способные в той или иной мере, помимо воли самого врача, вопреки его планам, намерениям и желаниям, вызвать внушающий эффект с отрицательным результатом, ведущим к ухудшению состояния больного. Особенно здесь, конечно, приходится опасаться всего того, что может внушить больному не правильное и нежелательное представление о степени опасности его болезни.

Огромное значение имеет для психотерапии павловское понимание физиологического механизма различных психопатологических явлений, в частности учение о роли фазовых состояний. Оно дает основание для критического подхода к концепции «понятности» психогенных расстройств в ее идеалистической трактовке и помогает психотерапевту избрать правильный путь лечения. Исключительное значение для психотерапии имеет павловская концепция неврозов.

Трудно перечислить все, что дало учение И. П. Павлова для научного обоснования и практики психотерапии. Необходимо, для того, чтобы построить подлинно материалистическую психотерапию при рассмотрении каждого частного вопроса психотерапии, как и при решении наиболее общих вопросов этой отрасли лечебной медицины, руководствоваться учением И. Г1. Павлова.

Учение И. П. Павлова, доказавшее важнейшее значение коры головного мозга для всех процессов в организме, давшее физиологическое обоснование воздействия слова, а также первой сигнальной системы на протекающие в организме человека процессы, делает психотерапию научно обоснованным методом лечения, решительно расширяет показания для психотерапии, поднимает метод психотерапии до уровня одного из важнейших и необходимейших методов лечения.

Ваша эмоция
Нравится
0%
Интересно
0%
Не понятно
0%
Я в шоке!
0%
Злость
0%
Плачу
0%

Leave a Response

тринадцать + два =