Now Reading
Болезнь Меньера и отосклероз
0

Болезнь Меньера и отосклероз

by admin06.10.2014

При шуме в ушах, сопровождающем болезнь Меньера и отосклероз, вскрытие лабиринта производится для устранения таких симптомов, как головокружение и тугоухость, хотя оно в определенной мере влияет и на патологические слуховые ощущения. Большинство декомпрессивных операций выполняется именно по поводу болезни Меньера. В литературе детально освещены изменения слуховой и вестибулярной функций после хирургических вмешательств при этом заболевании. О шуме в ушах упоминается обычно вскользь и не во всех работах, а если и сообщается, то лишь в виде констатации его динамики по субъективной оценке пациентов. Специальных работ, посвященных изучению изменений шума в ушах после декомпрессивных или деструктивных операций на лабиринте при болезни Меньера, в литературе почти не имеется.

При отосклерозе декомпрессия лабиринта заключается во вскрытии только перилимфатического пространства в результате перфорации основания стремени, стапедопластики, стапедэктомии или фенестрации наружной стенки внутреннего уха (полукружные каналы, улитка). В настоящее время применяются преимущественно операции на стремени.

Перфорация основания стремени (как один из видов вестибулотомии) для воздействия на шум в ушах используется редко, хотя в литературе имеются отдельные упоминания о ее положительном влиянии на данный симптом при нейросенсорной тугоухости.

Эта операция технически легко выполнима и не вызывает серьезных осложнений. Однако она используется редко, поскольку рассчитывать на успех декомпрессивной операции можно лишь тогда, когда генез шума хоть в какойто степени связан с ликвординамическими нарушениями во внутреннем ухе. Последние можно предполагать у больных с нейросенсорной тугоухостью травматического характера (при остаточных явлениях черепномозговой травмы), у больных с последствиями нейроинфекции, а также при некоторых формах отосклероза, болезни Меньера. Однако даже при пери и эндолимфатическом гидропсе улитки вскрытие лишь одного преддверия вряд ли может оказаться достаточным для хорошей ее декомпрессии (именно этим повидимому и объясняется недостаточная эффективность декомпрессивных операций на преддверии внутреннего уха при болезни Меньера, когда наличие эндолимфатического гидропса считается неоспоримым).

Одним из условий, способствующих успеху декомпрессивной операции (и в частности уменьшению или исчезновению шума), является свободное перемещение лабиринтных жидкостей из одного его отдела в другой, особенно из улиткового протока в sacculus через ductus reuniens. Судить о такой возможности заранее, до операции, и даже во время нее, современная медицинская техника пока не позволяет. Говоря о вестибулотомии, нельзя не учитывать и данные клиникоэкспериментальных исследований последних лет, показавших, что уже через несколько часов после фенестрации основания стремени в месте перфорации начинает образовываться фибринная пленка, которая вскоре прорастает соединительной тканью, закрывая вновь созданное окно, что также может служить одним из обстоятельств, определяющих ее невысокую эффективность.

Поэтому для декомпрессии при шуме в ушах более обосновано наложение фенестры в области улитки (наружная стенка или ее окно — в зависимости от анатомического варианта в каждом конкретном случае). Операции на улитке при шуме в ушах известны еще с конца прошлого столетия. Так, Czzlin (1888), М. Btey (1896) пытались воздействовать на шум в ушах и головокружение, производя вскрытие или пункцию улитки через ее окно. В дальнейшем М. Btey (1914) сообщил, что шум в ушах, исчезающий после операции, с закрытием отверстия в кости возобновляется, но не достигает прежнего уровня.

Имеющиеся в литературе указания и наши наблюдения о положительной динамике шума при вскрытии лишь костного лабиринта дают основание использовать этот вид вмешательства в тех случаях, когда можно предполагать наличие перилимфатического гидропса: посттравматический кохлеарный неврит на фоне ликвординамических нарушений, некоторые инфекционные невриты (например, менингококковый), отосклероз. Механизм возникновения шума при указанных заболеваниях в значительной степени обусловлен повышением внутрилабиринтного ({перилимфатического) давления, поэтому вскрытие только костного лабиринта может способствовать уменьшению или исчезновению шума.

При шуме в ушах у больных с нейросенсорной тугоухостью, обусловленной токсическими, некоторыми формами инфекционных, сосудистыми и профессиональными невритами, декомпрессивные операции со вскрытием как перилимфатического, так и пери и эндолимфатического пространства малоэффективны. В таких случаях вмешательства на улитке должны преследовать цель не столько декомпрессии, сколько деструкции нервных элементов.

Что касается болезни Меньера, то наша точка зрения совпадает с мнением других авторов: фенестрация лабиринта со вскрытием только перилимфатического пространства (где бы ни накладывалась фенестра — полукружный канал, основание стремени, улитка) недостаточно обоснованное хирургическое вмешательство. Оно хотя и оказывает положительное влияние на течение заболевания у некоторых больных, однако весьма непродолжительное, поскольку вскрытие перилимфатического пространства обеспечивает лишь на какоето время расширение эндолимфатических пространств за счет перилимфатических, но не позволяет ликвидировать эндолимфатический гидропс.

Ваша эмоция
Нравится
0%
Интересно
0%
Не понятно
0%
Я в шоке!
0%
Злость
0%
Плачу
0%

Leave a Response

пять × 2 =