Реакционная концепция психоанализа
Свой метод лечения сам Фрейд характеризовал как метод, пригодный для лечения образованных и достаточно обеспеченных больных, т. е. в основном верхушки капиталистического общества.
Методика психоанализа ставит перед собой задачу действовать переходу бессознательных, вытесненных из сознания представлений в сознание. Фрейд предложил метод словесных свободных ассоциаций, возникающих у больного помимо его воли под влиянием бессознательного и произносимых им вслух. При этом, думают психоаналитики, больной вспоминает давние события, якобы отражающие «ущемленные аффекты», из «бессознательного» воздействующие на больного и являющиеся причиной его невроза. Предполагается, что в процессе такого ассоциирования больной осознает эту роль давно пережитого и вытесненного аффекта, что приведет к выздоровлению. Сходную роль призваны играть сновидения и отдельные действия больного, за которыми якобы скрыт неосознаваемый мотив: «перенесение» больным на врача или на другое лицо сексуальных влечений и пр.
Даже Кречмер, относительно положительно оценивающий психоанализ, пишет об этом методе исследования и лечения как о произвольном, проникнутом догматизмом, тираническим образом внушающем больному сексуальные и инфантильные переживания. Это, конечно, верно, хотя психоаналитики часто подчеркивают, что психоанализ полностью исключает активное воздействие врача на больного.
Психоаналитический метод лечения направляет все внимание больных не на действительность, не на реальность, не на настоящее, не на актуальную ситуацию, а на сексуальные влечения, на переживания раннего детства.
Этот метод нередко вредит больным. Нам неоднократно приходилось наблюдать больных, давно подвергавшихся такому лечению, и мы почти всегда могли отметить последствия его отрицательного влияния. Особенно у них доминировали направленность на сексуальные переживания, тенденция переоценивать власть над собой давнего прошлого, поиски элементов «бессознательного» и т. п. Одна такая больная-певротичка, не излечившаяся у психоаналитика от невроза, использовала полученный опыт для безобразного экспериментирования при воспитании своего ребенка.
Адлер и его последователи вносят свои поправки в учение Фрейда: они отрицают сексуальных влечении, по-иному понимают взаимоотношения врача с больным, учитывают роль активности врача и больного в процессе психотерапии, а также социальную сторону. Все же в целом «индивидуальная психология» не порывает с психоанализом, и Адлер ставит во главе человеческой психики «бессознательное», утверждая, что основные идеалы и цели человека, определяющие его поведение, формируются в течение первых лет и даже месяцев жизни и сохраняются навсегда в его «бессознательном». «Индивидуальная психология» исходит из положения, что среди этих переживаний ребенка, якобы формирующих его «бессознательное», важнейшим является чувство своей неполноценности. Из него якобы возникает в порядке компенсации стремление к превосходству над окружающими, к их подавлению, к господству над ними. Частично, утверждает Адлер, они даны человеку от природы. Это и есть единая цель «духовного органа» человека. Душевная жизнь человека — ребенка и взрослого- представляется, таким образом, сторонникам этого направления как комплекс тенденций к агрессии.
Leave a Response