Идеалистические позиции ответвления фрейдизма
В последние годы американский фрейдизм принимает своеобразные черты, сближаясь с психобиологическим направлением А. Майера. Неопсихоанализ сохраняет все пороки психоанализа. Один из представителей этого направления в психиатрии [Хилл ), например, утверждает в недавно опубликованной работе, что в этиологии шизофрении следует учитывать наличие садистических тенденции у матери больного.
Для современного американского психоанализа характерна тенденция «лечить» психоанализом социальные конфликты — явления, ничего общего с болезнью не имеющие. Один из виднейших американских психоаналитиков Ф. Александер писал недавно, что психоанализ помогает человеку познать себя, изменить свое социальное окружение вплоть до эмиграции, показывает человеку, как ему жить, и пр.
Известный американский психотерапевт Морено пишет, что психотерапия не может теперь ограничивать свои задачи лечением больных: он готов возложить на психотерапевта перестройку социальных отношений, решать с помощью психоанализа вопросы классовой политики и философии.
Для психоаналитических течений в США характерно их сближение с философией прагматизма.
Весьма характерно для этих тенденций американского психоанализа психосоматическое направление, на котором мы остановимся несколько подробнее.
Уже задолго до возникновения течения «психосоматической медицины» как у нас, так и в Западной Европе многие авторы широко пропагандировали идею зависимости течения соматических заболеваний от состояния центральной нервной системы и от особенностей психики, а также указывали на роль психотерапевтического воздействия при соматических заболеваниях. На соответствующих работах отечественных авторов мы еще остановимся; здесь же упомянем лишь представляющую особый интерес работу английского автора Тыока, собравшего большой материал по этому вопросу и пытавшегося доказать, что сознание имеет огромное влияние «на каждую ткань, на каждый орган».
И представители развиваемого на основе американской ветви психоанализа так называемого психосоматического направления в медицине широко пропагандируют сближение психотерапии с соматической медициной. Но это сближение, такое, как его понимают «психосоматики», никак не обеспечивает повышения научного уровня психотерапии и общей медицины, а ведет к все большему проникновению в широкую медицину мистических, антинаучных и реакционных концепций фрейдизма.
Значительную роль в формировании психосоматической медицины сыграла работа Данбар, книга Вейса и Инглиша, работы Александера и др.
Свою «теорию» и практику американские «психосоматики» насаждают не только у себя, но и стремятся экспортировать.
Для американской реакции нет ничего ненавистнее материализма. Фрейдистские позиции «психосоматиков» гарантируют их работы от проникновения в них материализма. Подходя к вопросу о взаимоотношении психологического и физиологического, они решают его в иараллелистическом плане: для них характерно рассуждение о «двух самостоятельных и отдельных друг от друга уровнях — психологическом и физиологическом».
Для американского психосоматического направления особенно характерны попытки обнаружить «причины» различных соматических, или, как говорят представители этого направления, «психосоматических» заболеваний фрейдовским психоанализом. Согласно этой концепции, причиной болезни являются психические факторы, оторванные от своей физиологической основы.
Расстройство функций тех или иных внутренних органов «психосоматики» трактуют в фрейдовском плане как символические выражения психологических процессов.
Leave a Response