Сексуальные влечения в концепции Фрейда
В сексуальном же плане объясняет Фрейд взаимоотношения больного с врачом-психотерапевтом. В центре этих взаимоотношений, по Фрейду, находится «перенесение» либидинозных влечений больного к отцу или матери на врача. Это «перенесение» и является, по мнению психоаналитиков, центральным моментом в психотерапии.
Сексуальные влечения в концепции Фрейда приобретают, говоря его словами, «необыкновенно важную Роль» как причина нервных и психических болезней, а Затем и ряда соматческих заболеваний. Творчество людей также имеет, по Фрейду, источником «энергию сексуальных влечений». В этом своем качестве они «сублимируются» т. е. теряют для сознания субъекта сексуальную цель, причем их энергия направляется на разностороннее творчество. Вслед за лингвистом Шпербергом Фрейд утверждал, что даже в образовании и развитии различных языков наибольшую роль играли не труд, не общественные отношения, а сексуальные влечения.
Но Фрейду, таким образом, сексуальная сфера — первоисточник и регулятор всего человеческого.
Не менее характерно для него и самое понимание «сексуальности»: для Фрейда оно одновременно включает и любовь матери к ребенку, и любовь ребенка к родителям, и любовь к родине, и любовь к своему делу, и обширный ряд других человеческих чувств.
Погоня за сексуальной стороной переживаний сказывается со всей ясностью и в методических приемах психотерапевтов психоаналитической школы. На этом вопросе мы остановимся в дальнейшем.
Фрейдовское учение, сводя, по сути, все человеческие эмоции к сексуальности и агрессивности, принижает широкую и многообразную систему человеческих чувств.
Отрицая, таким образом, у человека наиболее человеческое и человечное, отнимая у человека такие чувства, как дружба, доверие, симпатия, и подменяя их половым чувством, которое, по уверению Фрейда, возникает в младенческом возрасте, он и сторонники его концепций стремятся утвердить своеобразное понимание интеллекта п сознания, которое оставляет за ними положение рабов элементарных инстинктов.
Сам Фрейд писал о том, что у истоков его взглядов следует видеть «великого мыслителя» Шопенгауера, бессознательную «волю» которого в психоанализе можно отождествить с «душевными влечениями»-
Не менее тесными узами связано учение Фрейда с взглядами другого реакционного философа — Ницше. Выдвигавшиеся Ницше положения о сущности сознания, его идеи буржуазного индивидуализма во многом сближаются с идеями Фрейда.
Leave a Response