Психотерапевтическое воздействие в гипнотическом состоянии больного
Использование метода внушения в гипнотическом состоянии для целей лечения известно очень давно. Метод этот применяли в свое время главным образом служители культа, использовавшие его для приобретения славы «чудотворцев» и насаждения в народе предрассудков и невежества.
Постепенно и врачи начали проявлять интерес к возможностям этого метода, ставшего в дальнейшем отправным пунктом для разработки и других методов психотерапии.
Но переход гипнотерапии в руки врачей далеко не сразу привел к построению научной его концепции,
И такой известный врач, каким был Парацельс, как и его последователи ван Гельмонт и Флюдд, говорил о возможности влияния одного человека на другого через исходящую от тела последнего «эманацию» или «флюиды».
Наиболее привлек к себе внимание врачей метод, разработанный в конце XVIII века венским врачом Францем Антоном Месмером, заимствовавшим свои приемы у католических служителей церкви, по отделивший их от их связей с религией.
Месмер начал с 1772 г. лечить магнитами, но позднее склонился к мнению, что более действенным является «животный магнетизм», которым якобы обладают отдельные люди. Теперь он стал лечить без применения магнита, проводя лишь руками над телом или касаясь тела пациента. Значительное расширение практики Месмера привело его в дальнейшем к построению нового варианта методики: он прикасался к предметам, получавшим от этого, по его утверждению, лечебнУю силу, воздействующую на больного при прикосновенни к ним.
Месмер приобрел много сторонников, среди которых были и видные представители католической церкви. Это укрепляло веру в него в массах и помогало ему внушающе воздействовать на многих больных, принося им хотя бы относительное улучшение. В этом отношении его опыт в какой-то мере приобрел и положительное значение. Были среди врачей — современников Месмера — и такие, которые принимали его «теорию» всерьез. Его поддерживали многие врачи и профессора в Берлине. Баварская академия избрала Месмера своим членом. Но большинство врачей и ученых немедицинских специальностей отвергали его взгляды. Среди противников антинаучных взглядов Месмера был великий химик Лавуазье — один из членов назначенной в 1784 г. во Франции комиссии по изучению «магнетизма», решительно высказавшейся против концепции «флюидов».
Один из последователей Месмера Пюиссегюр, продолжая его опыты лечения «магнетизмом», натолкнулся на возможность искусственно вызывать состояние сомнамбулизма и проводить внушение в этом состоянии. Пюиссегюр установил возможность отдавать находящемуся в таком состоянии больному приказы, которые тот точно выполнял в состоянии бодрствования. Эта находка Пюиссегюра приобрела весьма большое значение для понимания лечебного значения внушения в гипнотическом состоянии.
Уже в начале XIX века Фария, ознакомившийся в Индии с давно там известными явлениями гипноза, показал, что пассы не обязательны для вызывания гипнотического состояния. Отказавшись от концепции «флюидов», он объяснил возникновение этого состояния внушением. Фария разработал свой метод введения больного в гипнотическое состояние: он предлагал гипнотизируемому длительно пристально смотреть на какой- либо предмет, а затем приказывал ему спать.
В дальнейшем эти взгляды развил английский хирург Бред, опубликовавший в 40-х годах прошлого века ряд работ, в которых впервые применил термин «гипнотизм», также рассматривая это состояние как результат внушения. Бред полностью отказался от понятия «животный магнетизм»
Месмера и разработал метод словесного внушения, соединенного с фиксацией глазами какого-либо предмета до утомления.
Французский врач Льебо в 1866 г. опубликовал работу «О сне и аналогичных состояниях». Льебо особенно подчеркивал значение внушения в возникновении гипнотического состояния. Он отрицал полностью, что вряд ли можно считать правильным, что фиксация взора усыпляемого играет какую-то роль. Предлагаемая им методика сводилась в основном к внушению элементов засыпания: тяжести в конечностях, тяжести век и т. п. Эти приемы Льебо прочно вошли в методику гипнотизации. Взгляды Льебо, его успешная практика не нашли в то время поддержки в широких кругах врачей.
Следует отметить, что католическая церковь, не отказывавшая в известной поддержке концепции «животного магнетизма», ополчилась против взглядов Льебо и его единомышленников. В 1856 г. была опубликована энциклика инквизиции, запрещающая соответствующие опыты.
Много сделал для дальнейшего развития идей Льебо о решающей роли внушения в возникновении гипнотического состояния Бернгейм. Он не признавал возможности возникновения гипнотического состояния без внушения и именно словесного внушения.
Leave a Response