Развитие концепции психотерапии в отечественной медицине
Для русской психотерапии в высокой мере характерно, что она развивалась в отличие от основных течении зарубежной психотерапии не в отрыве от других областей медицины и от физиологии: наоборот, виднейшие представители отечественной медицины и физиологии детали чрезвычайно много для развития психотерапевтических идей.
Для отечественной медицины, во всяком случае для передовых ее деятелей, всегда была характерна тенденция полностью учитывать роль психического момента в болезни.
В России, как нигде в другой стране, непосредственно строили и пропагандировали психотерапию виднейшие деятели общей медицины.
Заслуживает в этом отношении внимания относящееся к 1794 г. высказывание профессора философии и медицины Московского университета Скиадана, который отчетливо, опровергая высказывания ряда авторитетов того времени, указал на кору головного мозга, как на «обиталище» души. В речи «Слово о причинах и действиях страстен душевных, также о способе умерять и укрощать оные для благополучия и спокойной жизни» Скиадан отмечает, что душевные страсти могут оказывать как вредное, так и полезное влияние на организм, и ссылался при этом на излечение воздействием на психику больных некоторых заболеваний.
Особенно важно, что тенденция русской медицины считаться с психикой больного и воздействовать на нее в целях лечения формировалась в дореволюционный период под решающим влиянием идей замечательных русских философов-материалистов, вследствие чего была обеспечена материалистическая база.
О влиянии взглядов русских философов-материалистов па естествоиспытателей и врачей, говорил, в частности, И. П. Павлов, писавший в автобиографии, что он и его товарищи находились под влиянием литературы поместил на них в «Современнике» рецензию, в которой разгромил идеалистические высказывания этого реакционера.
Еще А. Н. Радищев, издеваясь над философами, идеалистически отрывавшими дух от тела, иронически писал: «О вещество бестелесное, если чему другому ты неподвластно, то пьяные нары, конечно, сильно на тебя действуют… с. телом и душа пьянеет».
Безоговорочное признание единства тела и духа характеризовало принципиальные позиции ряда крупнейших русских ученых, достигнув особенной четкости и развития и трудах В. Г. Белинского, А. Н. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского.
В. Г. Белинский был близок с В. II. Боткиным, старшим братом и в известной мере руководителем воспитания великого русского врача С. П. Боткина, с которым столь плодотворно для отечественной медицины сотрудничал И. П. Павлов. В одном из своих писем к В. П. Боткину В. Г. Белинский писал: «Духовную природу человека не должно отделять от его физической природы, как что-то особенное и независимое от нее, но должно отличать от нее, как область анатомии отличают от области физиологии».
Спустя 10 лет, когда С. П. Боткин был уже молодым врачом, Н. А. Добролюбов писал: «…новейшая наука отвергла схоластическое раздвоение человека и стала рассматривать его в полном неразрывном его составе, телесном и духовном, не стремясь разобщать их».
В другом высказывании Н. А. Добролюбова содержатся еще более прямые высказывания идей, близких концепции нервизма: «В организме человека нет ни одной части, которая существовала бы сама по себе, без всякой связи с другими частями; но ни одна из частей нашего тела не связана так существенно со всеми остальными, как головной мозг. Не входя ни в какие подробности, довольно сказать, что в нем сосредоточиваются нервы движения и чувствования. Понятно поэтому, в какой близкой связи находится деятельность мозга с общим состоянием тела».
Также Н. Г. Чернышевский решительно высказывался против всякого проявления дуалистического понимания соотношений психического и физического. Он писал: «Наблюдениями физиологов, зоологов и
медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека». Вместе с тем Н. Г. Чернышевский резко выступал и против высказываний вульгарных материалистов, отождествлявших материю и сознание. Он утверждал, что «мысль не имеет материальной формы».
Этого рода высказывания замечательных русских философов-материалистов, их страстная борьба за материалистические принципы, сливавшиеся у них с их демократическими и революционными убеждениями, в разной мере, но все же неизменно влияли на формирование теоретических взглядов русской интеллигенции, в частности русских врачей XIX века.
Leave a Response