Наследственные формы ИДС
Учение о наследственных — генетически детерминированных формах ИДС — начинается с описания в 1952 г. О. G. Bruton агаммаглобулинемии — полного отсутствия фракции гамма-глобулина в крови ребенка с тяжелым септическим процессом. В последовавшие полстолетия иммунология обогатилась многими открытиями, позволившими достигнуть молекулярного уровня познания иммунологических процессов. Гигантский скачок осуществлен и в области генетики: возникла новая, или «обратная», генетика, вышедшая на генный уровень исследований. На стыке иммунологии и генетики бурно развивается иммуногенетика человека, черпающая многие научные факты из природного многообразия молекулярно-генетической основы ИДС.
Молекулярно-генетические дефекты, лежащие в основе иммунологической недостаточности, в обобщенном виде могут быть представлены следующим образом:
1. Делеции генов, кодирующих синтез тяжелых цепей иммуноглобулинов и рецепторов Т-лимфоцитов. Хромосомные мутации.
2. Мутации, ведущие к нарушениям сборки — реаранжировки генов иммуноглобулинов и Т-рецепторов. Известно, что гены легких и тяжелых цепей этих белков локализуются на разных хромосомах, а активация этих генов начинается с их организации.
3. Дефекты альтернативного сплайсинга РНК.
4. Мутации генов Х-хромосомы, регулирующих дифференцировку и созревание лимфоцитов.
5. Мутации, ведущие к потере антигенов тканевой совместимости.
6. Мутации, нарушающие созревание и дифференцировку Т-лим- фоцитов в вилочковой железе.
7. Мутации генов, кодирующих синтез интерлейкинов.
8. Мутации генов, кодирующих синтез ферментов и компонентов комплемента.
Раскрыт ряд других молекулярно-генетических механизмов отдельных форм ИДС, рассмотрение которых выходит за пределы данного раздела.
Непрерывное накопление информации о клиническом полиморфизме и генетической гетерогенности ИДС требует постоянного пересмотра клинико-иммунологической классификации ИДС. Такой пересмотр осуществляется комитетами экспертов и рабочими группами ВОЗ.
Частота первичных ИДС. Сведения о популяционной частоте ИДС довольно противоречивы, что объясняется отсутствием общепринятых диагностических программ и ограниченными методическими возможностями лабораторий. По данным Международного микробиологического конгресса, средняя частота ИДС в популяции составляет 2:1000. Распространенность только селективного дефицита IgA колеблется в пределах 1:300 — 1:1000. Т. Е. Ивановская по секционным данным приводит частоту случаев ИДС 2-3:1000. Однако при отдельных нозологических формах их частота значительно возрастает: при сепсисе — до 70%, при пневмонии — до 30%. Большая часть из них отнесена к неклассифицируе- мым формам. При злокачественных врожденных опухолях частота ИДС достигает 50%. Но речь идет о патоморфологических, но не об иммунологических признаках. Агаммаглобулинемия Брутона встречается с частотой 1:1 000 000, а гипогаммаглобулинемии — 3:100 000. Частота синдрома Вискота — Олдрича 5-1 000 000, а наследственной патологии фагоцитоза в популяции — 2:1000.
Среди множества форм ИДС в клинических условиях чаще всего наблюдается недостаточность гуморального звена иммунитета — В — лимфоцитов. По данным Л. Иегера, больные с дефицитом антител составляют 50-75% от общего числа больных первичными ИДС; ТКИН наблюдается у 10-25% детей, частота изолированной недостаточности клеточного иммунитета не превышает 10%. Однако эти данные неточны, так как дети с ТКИН рано погибают с диагнозами, маскирующими иммунодефицит, тогда как больные с дефектами гуморального звена более жизнеспособны.
Leave a Response