Эстетические диспропорции у оперированных больных
Трудности в диагностике и лечении посттравматических деформаций, обусловленных переломал мыщелкового отростка нижних челюстей, связаны с анатомо-функциональными особенностями сочленений, которые фактически составляют вместе с зубными рядами своего рода трехсуставной комплекс и отличаются чрезвычайно сложным устройством.
Большинство отечественных и зарубежных авторов подразделяют переломы мыщелкового отростка нижней челюсти и развившиеся после них посттравматические деформации в соответствии с локализацией и характером смешения малого отломка. Однако при этом не учитываются ход линии повреждения, наличие концевого контакта между отломками, изменение величины «суставной высоты», а также возможности перелома свода суставной ямки, что влияет на характер развившейся деформации и должно быть учтено при выборе оптимального варианта лечения.
Поэтому мы считаем наиболее полной классификацию переломов мыщелкового отростка нижней челюсти, разработанную А.А. Жилоновым и полагаем, что ее целесообразно использовать, оценивая посттравматические деформации этой локализации.
Посттравматические деформации нижней трети лица, связанные с повреждениями мыщелковых отростков нижней челюсти или ВНЧС, обычно являются следствием бытовой травмы. Они комбинируются с переломами других отделов нижней челюсти и почти в 40 % случаев не распознаются в момент повреждения. Поэтому больные, обращающиеся за медицинской помощью по поводу повреждений этой локализации, имеют неустраненные смещения малого фрагмента, а иногда и микрогнатию, жалуются на боли при движениях нижней челюсти, нарушение жевания, прикуса. Однако клинические проявления таких деформаций, как и жалобы больных, часто не носят выраженного характера и долгое время не привлекают к себе внимания ни пациентов, ни врачей.
Повреждения ВНЧС в детском и юношеском возрасте особенно часто осложняются деформациями, так как до 18-20 лет в головке нижней челюсти находится ростковая зона, обеспечивающая рост нижней челюсти в длину. Ее повреждение приводит к развитию одно- или двусторонней нижней микрогнатии даже в тех случаях, когда смещение головки было небольшим, а анкилоз сочленения не развился. Чем раньше развивается нижняя микрогнатия, тем более грубые диспропорции лица она вызывает, и к деформации нижней зоны часто присоединяется вторичная деформация вышележащих отделов.
Поскольку наиболее активный период роста нижней челюсти приходится у девочек на 10-13 лет, а у мальчиков на 11-14 лет, нижняя микрогнатия посттравматического происхождения впервые выявляется обычно именно в этом возрасте. Постгравматическая деформация может развиться и после родовых травм мыщелковых отростков нижней челюсти, в том числе при наложении щипцов.
Leave a Response