Перинатальные синдромы у новорожденных
При использования антипсихотиков I поколения на поздних сроках беременности у новорожденных возможно развитие экстрапирамидных симптомов и/или синдрома отмены. Описаны симптомы угнетения дыхания и нарушения кормления, ажитация, гипертония, гипотония, тремор, сонливость, гипертонус, синдром вялого ребенка, слабая выраженность или отсутствие рефлексов, тремор, патологические движения, повышенная возбудимость и раздражительность. Эти симптомы возникают достаточно редко, развиваются в течение 1-го месяца после родов.
Тяжесть симптомов варьирует. В большинстве случаев они носят легкий характер и саморазрешаются в течение нескольких дней, однако в отдельных случаях могут требовать длительной госпитализации и персистировать на протяжении первого года жизни ребенка. Проявления перинатального синдрома зависят от использовавшегося препарата — низкопотентные антипсихотики чаще ассоциируются с развитием антихолинергических эффектов у новорожденных, в то время как высокопотентные — экстрапирамидных симптомов.
В феврале 2011 г. FDA, а затем Европейское агентство по лекарственным средствам рекомендовали внести в инструкции по применению всех антипсихотиков предостережение о потенциальном риске развития синдрома отмены и экстрапирамидных нарушений у детей, матери которых получали эти препараты в III триместре беременности.
У новорожденных, матери которых получали типичные антипсихотики во время беременности, также описаны злокачественный нейролептический синдром, дискинезии, желтуха и обструкция тонкой кишки.
Влияние на нейропсихическое развитие детей. Данные о нейро- поведенческой токсичности антипсихотиков I поколения крайне ограничены. В нескольких небольших исследованиях, проследивших детей, внутриутробно подвергшихся воздействию производных фено- тиазина, до возраста 4,0-10,0 года, не было выявлено отклонений в их когнитивном, эмоциональном и социальном развитии. Johnson и соавт. отметили у 6-месячных детей, подвергшихся воздействию антипсихотиков в период беременности, ухудшение моторных навыков, однако в 20 из 22 случаев матери этих детей одновременно принимали антидепрессанты, анксиолитики и/или снотворные препараты. Развитие моторных навыков также зависело от течения заболевания матери. Не сообщается, носила ли задержка моторного развития транзиторный или постоянный характер. Учитывая методологические недостатки проведенных исследований, отдаленные последствия применения типичных антипсихотиков во время беременности требуют дальнейшего изучения.
Нежелательные эффекты у матери. Женщины в целом более уязвимы к побочным эффектам антипсихотиков, чем мужчины. Частота их возникновения примерно одинакова у представителей разного пола, однако серьезные побочные эффекты у женщин развиваются чаще. В частности, у женщин чаще наблюдается повышение массы тела и метаболические нарушения, включая СД. Эти побочные эффекты наиболее характерны для атипичных антипсихотиков, но описаны и при применении препаратов I поколения.
В исследовании, основанном на данных шведских медицинских регистров, использование любых антипсихотиков во время беременности было сопряжено с повышенным риском развития гестационного диабета.
Примечание. О — редко; + низкий риск; ++ умеренный риск; +++ высокий риск. ^Эффекты приблизительные и отражают в большей степени относительный; tс более слабой блокирующей активностью в отношении 02-нейрорецепторов, включая хлорпромазин и тиоридазин; { — с более сильной блокирующей активностью в отношении 02-нейрорецепторов, в том числе флуфеназин, галоперидол, тиотиксен, трифлуоперазин. Перфеназин умеренно блокирует 02-нейрорецепторы и занимает промежуточное положение между высоко- и низкопотентными антипсихотиками I поколения, ф-тиоридазин сопряжен с более высоким риском удлинения интервала Q-T и должен применяться только когда недоступны более адекватные опции. СД 2 — сахарный диабет типа 2.
Низкопотентные антипсихотики I поколения значительно повышают риск развития венозного тромбоза, особенно в первые месяцы лечения, возможно в связи с тем, что в этот период наиболее выражен их седативный эффект. Под влиянием антипсихотиков риск развития фатальной легочной эмболии увеличивается в 13 раз. Механизм развития венозного тромбоза остается неясным, предполагают, что он может быть обусловлено седативным эффектом JIC, ожирением, ги- перлептинемией, антифосфолипидными антителами и/или повышенной коагуляцией. Наиболее высокий риск венозной тромбоэмболии при применении антипсихотиков наблюдается у курящих женщин. Он увеличивается под влиянием контрацептивов, а также в период беременности и после родов.
Для низкопотентных препаратов I поколения характерно развитие седации и сонливости, антихолинергических побочных эффектов, экстрапирамидных расстройств, гиперпролактинемии, сексуальной дисфункции и ортостатической гипотензии. Они могут вызывать дислипидемию и удлинять интервал Q-T.
Высокопотентные типичные антипсихотики сопряжены с большим риском развития гиперпролактинемии, экстрапирамидных расстройств, злокачественного нейролептического синдрома, но реже вызывают другие побочные эффекты. Гиперпролактинемия, помимо снижения фертильности, ассоциируется с достоверным повышением риска потери беременности на ранних и на поздних сроках, и с замедлением внутриутробного роста плода. Она является фактором риска развития аутоиммунных заболеваний, включая антифосфолипидный синдром и связанные с ним нарушения репродуктивной функции. Длительная гиперпролактинемия приводит к снижению МПК, развитию остеопороза и возможно, повышает риск развития депрессии, тревоги, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Производные фенотиазина. В большинстве ретроспективных анализов отдельных, а также серий случаев применения хлорпромази- на в I триместре беременности повышенного риска врожденных аномалий не выявлено. В исследовании типа случай-контроль, включавшем 315 детей, матери которых получали хлорпромазин во время беременности, и 11 099 детей группы контроля, показана тенденция к повышению частоты врожденных аномалий в группе хлорпромазина, однако она могла быть обусловлена генетическими или поведенческими факторами, связанными с ПЗ, для лечения которых его назначали. При использовании препарата на поздних сроках беременности описаны перинатальные осложнения, в том числе экстрапирамидные расстройства, угнетение дыхания, судороги и транзиторное отставание в неврологическом развитии. Риск развития респираторного дистресса у новорожденных, возможно, повышается при использовании хлопромазина в суточной дозе выше 500 мг.
Описан 1 случай гестационнного диабета, развитие которого связывают с использованием хлорпромазина.
Хлорпромазин, как наиболее хорошо изученное ЛС из группы антипсихотиков I поколения, рассматривается некоторыми экспертами в качестве препарата выбора у беременных, однако другие эксперты рекомендуют избегать его применения в период беременности и особенно перед родами в связи с риском развития гипотензии.
Leave a Response