Now Reading
Механизмы антиканцерогенного действия экзогенного интерферона
0

Механизмы антиканцерогенного действия экзогенного интерферона

by admin25.09.2014

Обсуждая возможные механизмы антиканцерогенного действия экзогенного интерферона, наблюдаемого на всех перечисленных выше экспериментальных моделях, исследователи, естественно, вначале предполагали, что противоопухолевое действие этого белка в опытах in vitro и in vivo осуществляется предотвращением вовлечения новых клеток в процесс последующей трансформации. Ингибирование интерфероном химически индуцированных новообразований казалось косвенным подтверждением участия эндогенных оккорнавирусов в злокачественной трансформации клетки, подвергшейся воздействию канцерогенных соединений.

Подобное объяснение, однако, поколебали более поздние наблюдения. Было, в частности, показано, что препараты экзогенного интерферона оказывают цитолитическое действие на трансформированные клетки. Среди такого рода работ заслуживают внимания систематические исследования Кесселя и др., проведенные на мышах с генерализованной лейкемией. Подвергнув таких животных воздействию гомологичного интерферона в больших дозах (140 000 международных единиц), авторы показали, что уже через полчаса после инъекции препарата в недифференцированных лимфобластах, практически полностью заменяющих нормальные клетки лимфатических узлов и обильно инфильтрирующих синусы печени и других нелимфоидных органов, появляются регистрируемые под электронным микроскопом разной выраженности дегенеративные изменения, нарастающие во времени.

Через два с половиной часа в ткани лимфатических узлов наблюдался массивный некроз лейкемических клеток, причем некротические островки были, в отличие от таковых в контроле, многочисленны, нередко слиты в крупные зоны, окруженные по-лиморфноядерными лейкоцитами и гистиоцитами. Аналогичные изменения происходили и в лейкемических клетках, инфильтрирующих печень, причем ультраструктура гепатоцитов, эпителия желчных путей и синусоидальные гистиоциты оставались без изменений. Патологогистологическое исследование «нормальных» тканей (печени, легкого, сердца, мозга) лейкемических животных, обработанных большими дозами интерферона, также не выявило никаких отклонений их структуры от таковой у нормальных животных, леченных лошадиной сывороткой, контрольным экстрактом (лжеинтерфероном) и, что весьма существенно, у получавших интерферон нелейкемических мышей PR III. Полученные данные с очевидностью свидетельствуют об онколитической активности экзогенного интерферона. Характерно, что это действие проявляется очень быстро, оно специфично по отношению к опухолевым клеткам и не оказывает токсического действия на организм.

Быстрое и зависящее от дозы онколитическое действие интерферона, продемонстрированное в описанных выше экспериментах, наводило на мысль о прямом влиянии препарата на лейкемический комплекс вирус — клетка. Однако в опытах in vitro это предположение не подтвердилось: инкубация лейкемических лимфоцитов с интерфероном не показала ни возрастания количества мертвых клеток (по данным окраски трипановым синим), ни уменьшения продукции вируса (по поглощению метки). Увеличение концентрации интерферона или более длительная инкубация лейкемических клеток с препаратом не привели к желаемому эффекту.

Феномен онколиза, таким образом, заставляет предполагать вовлечение каких-то защитных сил организма. Вопрос о том, какие именно механизмы противоопухолевой резистентности вовлекаются в процесс описанного выше опосредованного онколитического действия интерферона, остается открытым. Высокая избирательность действия интерферона — выраженная цитотоксичность к лейкемическим клеткам при полной индифферентности к нормальным тканям — определила проведение экспериментов, в которых вся кровь и сыворотка от леченных интерфероном лейкемических мышей, взятая через 1-2 часа после внутривенной инъекции препарата и, по наблюдениям исследователей, практически не содержащая его, трансфузировалась животным с той же генерализованной лейкемией, не получавшим интерферон. В результате отмечалась полная редукция лейкемически перерожденных лимфатических узлов, лейкемических инфильтратов в печени при полном отсутствии изменений в непораженных процессом органах и тканях. Действие, оказываемое трансфузиро-ванной кровью и сывороткой леченных интерфероном мышей, было аналогично таковому при введении лейкемическим животным интерферона в высоких дозах — как по интенсивности эффекта, так и по времени ответной реакции. В то же время сыворотка и кровь лейкемических мышей линии AKR, не получавших интерферон, или животных, находившихся в предлейкемической стадии, но леченных интерфероном, не оказывали действия на злокачественный процесс у реципиентов.

Обсуждая возможные пути пассивного переноса онколизиса, уместно проанализировать исследования, авторам которых удалось выделить противоопухолевые антитела из лимфатических узлов, регионарных по отношению к МТХ-индуцированной опухоли, после ее удаления. Эти наблюдения показали, что в организме экспериментальных животных выделение антител ингибируется опухолевым антигеном или каким-то другим продуктом растущей опухоли. Очевидно, опухолевые антигены адекватно стимулируют образование антител, однако последние по каким-то причинам не выделяются.

Не исключено, что действие интерферона на антибластомную резистентность может быть связано с его способностью блокировать опухолевый антиген или какие-то другие механизмы, что способствует высвобождению антител. Цитотоксичность по отношению к лейкемическим клеткам может в этом случае быть результатом взаимодействия антиген — антитело. Освобождение предсуществующих антител, если стать на такую позицию, или каких-то иных компонентов цитотоксического комплекса может объяснить быстроту и исключительную избирательность противоопухолевой активности интерферона, а также полное отсутствие токсического действия на нормальные ткани.

Ваша эмоция
Нравится
0%
Интересно
0%
Не понятно
0%
Я в шоке!
0%
Злость
0%
Плачу
0%

Leave a Response

один × два =