Роль кортикостерона в формировании иммунитета
При сопоставлении результатов исследования содержания 11-ОКС в плазме крови и показателей клеточной иммунологической активности в условиях электростимуляции области задних гипоталамических ядер показано, что активация реакций клеточного иммунитета происходит на фоне повышенного содержания в крови не связанного с белком кортикостерона. Известно, что гормональная регуляция обменных процессов осуществляется свободной фракцией кортикостерона, связанная же фракция — лабильный комплекс гормона с белком — является неактивной, Максимальное увеличение содержания свободной фракции кортикостерона отмечено нами на 5-7-е сутки электростимуляции.
По данным Е. А. Корневой и Л. М. Хай (1967), введение антигена — нормальной лошадиной сыворотки — в эти сроки сопровождается наиболее выраженной активацией гуморальных иммунологических реакций. Сопоставляя приведенные данные, можно прийти к заключению, что повышенное в физиологических пределах содержание активной формы гормонов коры надпочечников является оптимальным фоном для протекания иммунологических процессов в организме. Это предположение подтверждается результатами наших исследований, в которых было показано, что опухоль Брауна-Пирс, трансплантированная под кожу через 5-7 дней после начала электростимуляции гипоталамуса, подвергается наиболее быстрому рассасыванию.
Представляло интерес исследовать функциональное состояние коры надпочечников и показатели иммунологической реактивности у животных с трансплантированными опухолями при электростимуляции области задних гипоталамических ядер. Кроликов ежедневно подвергали электростимуляции пороговым током через хронически вживленные в мозг электроды (параметры тока описаны выше). Опухоль Брауна-Пирс трансплантировали под кожу спины через 6 дней после начала электростимуляции.
Установлено, что у животных группы опыта содержание фракции кортикостерона, не связанного с белком, во все сроки исследования выше, чем у контрольных животных.
Исследования реакции бласттрансформации лимфоцитов при стимуляции ФГА, спонтанной макрофагальной трансформации лимфоцитов, реакции спонтанного розеткообразования (В. Б. Винницкий, В. Н. Рябуха) позволили установить, что электростимуляция области задних гипоталамических ядер у кроликов с трансплантированной опухолью Брауна-Пирс сопровождается активацией реакций клеточного иммунитета.
При изучении интерфероно-образующей способности лейкоцитов (ИРЛ) (данные А. Л. Воронцовой) было установлено, что после 5 сеансов электростимуляции (до прививки опухоли) ИРЛ у кроликов группы опыта была несколько ниже, чем у контрольных. Однако в процессе роста и рассасывания опухоли показатели интерфероно-образующей способности лейкоцитов у животных, подвергавшихся электростимуляции, во все сроки исследования были значительно выше, чем у животных контрольной группы.
Таким образом, электростимуляция области задних гипоталамических ядер приводит к активации функции коры надпочечников, увеличению содержания в крови активной формы кортикостерона, что сопровождается повышением иммунологической реактивности. Последнее обусловливает увеличение противоопухолевой резистентности организма. Выше приводились данные по изучению катехоламинового обмена в ходе развития опухоли, которые указывают на существенное изменение состояния симпатоадреналовой системы. В следующей серии опытов, проведенных Ю. П. Шмалько на 25 крысах-самцах линии Вистар, было изучено состояние симпато-адреналовой системы при развитии трансплантированной опухоли. Для этого флуориметрически исследовали содержание адреналина и норадреналина в суточной моче крыс с привитой карциномой Герена.
Изучены изменения экскреции адреналина и норадреналина в разные сроки после прививки опухоли. В первые сутки после трансплантации наблюдалось кратковременное повышение экскреции адреналина, которая уже на 3-й сутки падала ниже исходного уровня и к 14-м суткам достигала минимального значения. В предтерминальной стадии, к 21-м суткам опыта содержание адреналина в суточной моче крыс несколько увеличивалось. Экскреция норадреналина была достоверно сниженной (Р<0,01) на 7-е и 14-е сутки после прививки опухолей. В остальные сроки экскреция норадреналина не отличалась от исходной.
Таким образом, можно говорить о снижении тонуса симпато-адреналиновой системы в период формирования опухолевого узла (первые 7 дней после прививки опухолевых клеток), в момент, наиболее важный для судьбы опухоли в организме. Увеличение экскреции адреналина в поздние сроки роста опухоли, по всей вероятности, вызвано снижением возбудимости адре-нореактивных структур, которое развивается при нарастании морфофункциональных изменений нервной системы. Оно может обусловливаться также токсическим повреждением печени продуктами опухолевого распада, в которых происходит ферментативное расщепление катехоламинов.
Leave a Response