Хирурги об онкологии
Благодаря выдающимся работам С. С. Юдина и других сотрудников Института имени Н. В. Склифосовского, а также исследованиям А. Г. Савиных, И. Г. Скворцова, Н. И. Еремеева, А. А. Шалимова, И. С. Мгалоблишвили, А. Н. Мачабели, А. И. Осипова, В. И. Попова, В. И. Филина и др. операция создания искусственного пищевода настолько разработана, что теперь не относится к числу чрезвычайно сложных и многоэтапных.
Большинство хирургов в настоящее время создает искусственный пищевод в 1-2 этапа. Серьезную роль в развитии пластики пищевода сыграло предложение Н. И. Еремеева, Robertson и Sarjeant проводить тощую кишку в переднем средостении, по более короткому пути, чем антеторакальный. Авторы метода рекомендовали при раке пищевода применять их операцию как первый этап вмешательства, а позднее выполнять резекцию пищевода по Добромыслову — Тореку. Если опухоль при торакотомии окажется неоперабельной, то создание загрудинного пищевода явится паллиативной операцией.
А. Г. Савиных в 1952-1953 гг. также считал такой порядок в последовательности операций по поводу рака пищевода вполне применимым. Однако, наблюдая за больными после загрудинной пластики пищевода в послеоперационном периоде, мы видели, что у некоторых из них были осложнения в виде пищеводно-кишечных свищей в области анастомоза на шее. Такие свищи у больных раком закрываются довольно медленно. Осложнение вело к отсрочке основной операции • — резекции пищевода, а иногда резекция становилась невозможной. Поэтому с. 1955 г. порядок этой операции был изменен: сначала выполняется резекция пищевода по методу Добромыслова — Торека, а во второй этап загрудиннопредфасциальная пластика пищевода.
Порядка, предложенного Н. И. Еремеевым, выполнять сначала пластику пищевода, а позднее резекцию придерживалось небольшое число хирургов.
В 1954 г. С. С. Юдин по этому поводу писал: «Возникает вопрос, почему операция загрудинного пищевода должна предшествовать радикальному иссечению опухоли? Ведь если позже резекция пищевода и будет возможной, то условия для этого основного мероприятия окажутся ухудшенными…».
Исходя из подобных рассуждений, мы считаем, что первой нужно производить резекцию пищевода, а потом — пластику.
Искусственный пищевод до или после резекции при раке в настоящее время делают из различных отделов пищеварительного тракта.
А. Г. Савиных, Б. С. Розанов, И. Г. Скворцов,
Н. И. Еремеев, С. С. Юдин, Б. А. Петров, П. И. Андросов, А. А. Вишневский, Е. А. Печатникова и Л. Г. Селезнева, А. А. Русанов и др. создавали пищевод из участка тощей кишки. Пластику толстой кишкой производили И. С. Мгалоблишвили, А. Н. Мачабели, В. И. Попов, Б. С. Розанов, П. И. Андросов, Ю. Е. Березов, И. М. Матяшин и др. И. М. Стельмашонок, Б. Н. Аксенов, Ю. Е. Березов и Е. В. Потемкина, А. А. Русанов,
В. И. Гордеев, В. И. Попов, А. И. Решетов замещали пищевод желудком. Ю. Е. Березов и А. А. Русанов не отзывались положительно об этом методе, так как получили высокую летальность после подкожного проведения желудка.
Интересны работы В. И. Филина по замещению шейного отдела пищевода с помощью свободной пересадки участка кишки на шею, Г. Е. Островерхова и Р. А. Тощакова по внутригрудной сегментарной пластике пищевода тонкой кишкой.
Искусственный пищевод помещали предгрудинно, в заднем средостении, загрудинно, экстраплеврально, в плевральной полости.
Комбинированный метод типа Льюиса при резекции рака пищевода в нашей стране широкого распространения не получил. Этим способом оперировали Е. И. Захаров, А. А. Полянцев, Н. Н. Еланский и В. Е. Млынчик, Б. А. Королев, Б. В. Петровский и др. М. С. Григорьев и Б. Н. Аксенов с 1960 г. производили эту операцию двумя бригадами одновременно оперирующих хирургов.
Ю. Е. Березов, М. И. Брякин и Т. П. Денягина, М. С. Григорьев и Б. Н. Аксенов, Н. Н. Еланский с соавторами начинали комбинированную операцию с торакотомии, другие — с лапаротомии.
Мы не имеем опыта применения этой операции, однако она нам представляется достаточно травматичной, особенно в тех случаях, когда начинается с торакотомии, потом производится лапаротомия и мобилизация желудка, а грудная полость остается открытой. Затем выполняется ответственный этап в грудной полости — резекция пищевода и наложение пищеводно-желудочного анастомоза. Таким образом, плевральная полость значительное время остается открытой. Мы полностью согласны с П. К. Дьяченко, что «исход вмешательства тем лучше, чем быстрее будет закрыта полость плевры». У нас в клинике производится комбинированная операция при раке нижних отделов пищевода, но она значительно отличается от известных из литературы операций. О ней речь будет ниже.
В 1961 г. М. И. Петрушинский провел экспериментальные исследования по энуклеации пищевода в желудок. Автор с некоторыми своими видоизменениями повторил опыты Levy, впервые выполненные в 1898 г. Хотя у 10 оперированных таким образом собак М. И. Петрушинский наблюдал повреждение обеих медиастинальных плевр, а в плевральной полости была излившаяся кровь, автор пишет, что «энуклеация пищевода вполне применима и является менее травматичной операцией». Он предлагает производить эту операцию в клинике у больных раком кардии с переходом на пищевод при определенных показаниях.
Эти заключения вызывают естественное удивление. Разве неудачных операций Аха и К. П. Сапожкова недостаточно, чтобы показать непригодность столь грубой операции «выдирания», вызывающей тяжелую травму нервных сплетений средостения, плевротомию, кровотечение? Кроме того, при раке кардии с распространением на пищевод инвагинацию его через суженный нижний конец произвести невозможно, а если и удастся, то на границе верхнего края опухоли пищевода может произойти разрыв его, и операция значительно усложнится. Мы считаем, что в настоящее время, когда разработаны более совершенные методы операций, предложение М. И. Петрушинского в клинике применения не найдет.
Leave a Response