Польза психотерапии
На важный аспект психотерапевтического воздействия в свое время обратил внимание 10. В. Каннабих. Говоря о лечении больных, страдающих периодической депрессией, он отмечал: «…свой пессимизм, свое „неприятие мира”, свою тоску и трагический культ смерти они лишь весьма неохотно соглашаются низвести на степень простых симптомов. А между тем, как только подобное низведение произойдет и поскольку оно произойдет, появляется совершенно иной взгляд на положение вещей, жизнь не представляется конченной и образ смерти лишается своей привлекательности. Такое просветление иногда продолжается очень недолго и все таки за эти несколько часов душа отдохнула, а следовательно, и работа врача не пропала напрасно».
Здесь сделано очень цепное наблюдение. Охваченный эмоцией больной сам неспособен проанализировать свое состояние. Помощь врача нужна для того, чтобы эту возможность анализа хотя бы временно восстановить, предоставив временный отдых коре от подкорковых импульсов. Врач должен объяснить больному, что он болен, и именно это эмоционально и настойчиво проводимое, подкрепляемое фактами из истории болезни больного доказательство действует благотворно. Совершенно прав был также Ю. В. Каннабих, показывая, что психотерапевт не имеет права игнорировать и кратковременное как будто облегчение, в самом деле играющее существенную роль для течения болезни в целом.
Нередко помощь психотерапевта на первый взгляд бывает и не столь как будто эффективна, но это не должно разочаровывать ни самого психотерапевта, ни больного, ни окружающих. Отметим совершенно справедливое указание автора приведенных строк, что больные с депрессией редко нуждаются во внушении в гипнотическом состоянии: оно у них часто вообще мало достижимо, а если и достигается, то не столь эффективно, как воздействие на бодрствующую кору. Вероятно, именно эмоциональное влияние, импульсы из подкорки затрудняют здесь переход в гипнотическое состояние.
Вместе с тем было бы неправильно полностью выключать лечение гипнотическим методом при всяком депрессивном состоянии. Наш опыт также говорит о несомненном значении психотерапии при депрессии. Мы также могли убедиться, что у некоторых, депрессивных больных и с эндогенной депрессией эффект психотерапевтической помощи оказывается весьма высоким и проявляется весьма быстро.
Больная С., 33 лет, до этого никогда не отмечавшая нервнопсихических расстройств, заболела непосредственно после первых родов. Никаких травмирующих моментов не выявлено. Больная стала испытывать постоянную тоску. Не может есть — тошнит. Безразлична ко всему, включая и ребенка. Боится сойти с ума.
Весьма заметное улучшение наступило после первых двух бесед. Содержание и задача этих бесед соответствовали приведенным высказываниям К). В. Каннабиха. Затем две такие беседы мы закончили сведением больной в гипнотическое состояние. Было обеспечено правильное воздействие на больную персонала н семьи. Вскоре больную выписали из больницы, где мы ее лечили. Состояние ее значительно лучше, тоски нет, но еще несколько не уверена в себе. Очень тянет домой: к мужу, к ребенку. Говорит, что «стала другая, стало почти совсем хорошо».
У двух других больных психотерапевтическая помощь была значительно менее эффективной, но все же явно полезной.
Больную Б., 50 лет, мы несколько раз лечили в связи с состоянием депрессии. Когда у больной тоска ослабевает, обычно наблюдается потребность устраниться от всяких нагрузок, волнений и т. п. Она чувствует себя не в состоянии заниматься делами и заботами членов семьи, как делает это, будучи здоровой. Она хочет меньше разговаривать, читать только легкую литературу. Но эту свою склонность она очень тяжело переносит, считает себя эгоисткой, «ничтожеством», что явно отдаляет выход из депрессии. Мы помогаем больной правильно отнестись к охранительным тенденциям се нервной системы, говорим, что предписываем ей такого рода режим, что без него не будем ее лечить, скажем ее домашним, что она уклоняется от лечения. Мы предписываем ей также легкий лечебный труд. Все это неизменно дает положительный эффект.
У больной С., 44 лет, у которой циклотимия сочетается с климаксом и гипертонией, психотерапия с применением гипнотического метода дает возможность устранить бессонницу и, несомненно, влияет на снижение чувства тоски и тревоги, помогает снижению кровяного давления и, таким образом, значительно способствует ускорению выхода из весьма затявувшегося состояния депрессии.
Естественно, чем более выражен психогенный момент в приступе депрессии, тем более эффективно психотерапевтическое воздействие.
Применение психотерапии в клинике психозов в последние годы значительно расширяется. Недавно, например, Гох писал о полезности психотерапии при сенильных психозах.
В клинике наблюдают функциональные нарушения анализаторов, вестибулярного аппарата и пр., при которых лечение методами психотерапии может принести существенную пользу, в частности при болезни Меньера. Большую роль может играть психотерапия при лечении некоторых нарушений в старческом возрасте.
В настоящей главе мы главным образом останавливались лишь на применении психотерапевтических методов в тех случаях, когда они играют в какой-то мере решающую или особо важную и более или менее самостоятельную роль, решают до некоторой степени самостоятельные задачи, но привели, конечно, весьма неполный перечень болезнен, при которых специальные методики психотерапии могут играть такую роль.
Мы также могли здесь лишь отдельными штрихами наметить особенности психотерапии некоторых заболеваний. Многое из сказанного в предыдущих главах имеет прямое отношение к этой последней главе и ее сколько-то дополняет.
Во всех случаях, о которых здесь шла речь, необходимо учитывать следующее: психотерапия ни в коем случае не должна допускать отсрочку применения других полезных и важных для больного методов лечения. Необходимо также помнить, что иногда психотерапия может временно маскировать нарушения. У больных, склонных по состоянию своему к бредообразованию, психотерапию и не только гипнотерапию надо применять с («собой осторожностью. Известная опасность применения специальных психотерапевтических методик становится реальной лишь при недостаточной психотерапевтической и общеклинической подготовке врача. Учитывая эго, мы не можем не признать большую их ценность почти во всех разделах клиники.
Leave a Response