Освобождение больного от алкоголизма и курения
Здесь, как и при лечении ряда других случаев, очень важно правильно ставить вопрос об этапах лечения, об очередности задач, стоящих перед психотерапевтом. Ю. А. Поворинский предлагает делить лечение алкоголиков на три этапа: охранительный, реконструктивный и стимулирующий, и соответствующим образом строить психотерапию. Можно говорить примерно о такой последовательности задач: выработка отрицательного отношения к себе в состоянии опьянения, к своему положению в связи с алкоголизмом; выработка отрицательного отношения к алкоголю — рвота, отвращение; подавление явлений абстиненции и закрепление воздержания.
При лечении всех видов наркоманий, включая алкоголизм и табакокурение, необходимо учитывать психические факторы, вызвавшие и поддерживающие наркоманию, а также те здоровые стимулы в личности наркомана, подкрепление которых в процессе психотерапии наиболее способно эффективно тормозить влечение к наркотикам.
Психотерапия очень рекомендуется при ряде вегетативных и соматических нарушений психогенного происхождения. Сошлемся на интересное и совершенно правильное высказывание С. Н. Давиденкова: «… обнаружение при истерии тех или других вегетативных или соматических симптомов ни в малейшей мере не лишает истерию ее психогенной сущности. Мы считаем необходимым прибавить, что за последнее время это иногда забывают и, обнаружив при каком-либо неврозе те или другие вегетативно-соматические нарушения, видят в них основной причиной механизм невроза. Длительное состояние напряженной эмоции с ее богатейшей вегетативной симптоматикой есть также психогения».
Большое значение психотерапия может приобрести в системе лечения гипертонической болезни, которая нередко возникает или обостряется в результате психической травмы. Своевременная психотерапия в связи с этим может стать надежным профилактическим и подсобным лечебным средством; об этом писал А. Л. Мясников. Нередко заболевание гипертонической болезнью приводит к повышению эмоциональной возбудимости, к образованию страхов, прежде всего в связи с болезнью. Эти нарушения в эмоциональной сфере, безусловно, также весьма отрицательно воздействуют на состояние сосудов и становятся фактором дальнейшего развития болезни.
Не следует упускать из виду, что нередко гипертоническая болезнь возникает у страдающих тем или иным неврозом или у психопатов в тесной связи с их состоянием. В таких случаях значение психотерапии особенно возрастает. 11еизлеченный невроз отягощает течение гипертонической болезни, а последняя усугубляет невротические расстройства или психопатические черты-
Конечно, психотерапия необходима и у больных гипертонической болезнью, ранее вполне здоровых. Роль коры головного мозга в гипертонической болезни в настоящее время советскими учеными хорошо показана и не остается места сомнениям в необходимости при лечении этого заболевания воздействовать энергично на кору. Психотерапия при гипертонической болезни не может не иметь благотворного значения. В частности, опыт, собранный нами, подтверждает это. Большинству больных психотерапия приносит очевидное и существенное улучшение, нередко способствует возвращению на работу больных, потерявших работоспособность. Это относится главным образом к больным транзиторной формой гипертонии, но не только при ней.
Здесь имеют большое значение по крайней мере два момента, кроме отмеченных выше:
1) перестройка отношения к своей болезни, где оно является неправильным и отягчает состояние больного;
2) можно сказать, «воспитание чувств» — достижение более спокойного отношения больного к окружающему, возможного устранения перегрузки его эмоциональной сферы.
Leave a Response