Истерия у молодых людей
Страдающая истерией молодая девушка после падения заболевания истерическим параличом нижних конечностей. Она прошла лечение в клиниках Шарко, а затем Маньяна, где попытки усыпить ее внушением не удавались, а другие методы лечения оказались неэффективными. Затем больная поступила в клинику Бриана. И здесь многократные попытки ввести ее в гипнотическое состояние заканчивались неудачами. Больная продолжала находиться в тяжелом состоянии: не могла становиться на ноги, была депрессивна. Она очень искала помощи, была, как пишет Бриан, в отчаянии, что ноги ее остаются неподвижными. Тогда Бриан уверенно сказал своей пациентке, что болезнь не может продолжаться больше 6 месяцев, что скоро будет припадок, после которого она сразу выздоровеет. Больную также убедили, что дату припадка врач сумеет точно предсказать по ряду признаков.
Спустя некоторое время один из помощников Бриана, навестив больную, сказал ей, что по ее состоянию можно с уверенностью сказать, что припадок наступит в течение суток. Затем посетил ее сам Бриан и подтвердил, что припадок вот-вот должен наступить и что из него, она выйдет совершенно здоровой. Вскоре у больной начался судорожный припадок, длившийся 20 минут. По окончании его больная сразу пошла. Излечение оказалось стойким.
В этом описании мы видим случай явно действенного внушения в состоянии бодрствования. Мы такое опосредованное внушение сближаем с косвенным, поскольку больной выздоровление было внушено не прямо.
Представляет интерес, что больная, у которой крупным специалистам не удалось вопреки всем стараниям добиться усыпления прямым внушением, оказалась в высокой степени внушаемой другим путем. Она полностью подчинилась внушению припадка и выздоровления после "pro именно тогда, когда не знала, что является объектом внушения. Мы не можем сказать, какой момент явился решающим. Во всяком случае бесспорно, во-первых, что внушение разного содержания может иметь на одного и того же больного различной степени внушающее влияние, а во-вторых, когда больной не знает, что является объектом внушения, оно может оказаться вполне действенным, не встречая того сопротивления, которое возможно по разным причинам при прямом внушении, особенно проводящемся заведомо для больного как таковое.
Приведя описание больной Бриана как характерный случай успешного косвенного внушения в состоянии бодрствования больного, мы вместе с тем не можем рекомендовать такой путь лечения. Советские психотерапевты не могут пойти по пути мистификации больных. Мы не можем добиваться излечения, насаждая предрассудки и ложные представления, действуя путем грубого обмана. Подавляющее большинство наших больных настолько культурны, что и не воспримут без критики такого рода внушение, на какое пошел Бриан. Если бы советский психотерапевт, пойдя этим путем, и достиг бы успеха, то он явно стоял бы перед весьма серьезной угрозой, что больной позднее под влиянием окружающих поймет, что врач сто обманывал. И если такое разоблачение даже и не повредит уже поправившемуся больному, то повредит лечению других больных, которые будут думать, что врач может и их обмануть. Обман больного, какими хорошими намерениями врача он ни был бы вызван, может в дальнейшем повернуться своей отрицательной стороной.
Врач должен быть весьма осторожен и щепетилен в выборе пути лечения. Недопустимо также для врача избирать путь лечения, который, не являясь единственным и безусловно необходимым, приносит больному вред, а содействие образованию у истерической больной механизмов судорожного припадка связано с опасностью обречь ее на припадки и в дальнейшем. Поэтому к способу, примененному Брианом, нельзя отнестись положительно.
Несомненно, именно в целях косвенного внушения сознательно или бессознательно в капиталистических странах некоторые частнопрактикующие врачи предпочитали и предпочитают давать больному не дешевые, а дорогие лекарства, имеющие какой-либо особо дурной запах и вообще как-то особенно воздействующие на воображение больного и окружающих его людей. В условиях капиталистического общества даже большой гонорар врачу способен воздействовать так же.
До некоторой степени приближается к косвенной психотерапии «устрашающая психотерапия», во всяком случае некоторые ее виды.
Еще совсем недавно больных с истерическим мутизмом или даже с контузионным сурдомутизмом некоторые врачи за рубежом лечили фарадизацией гортани с явным расчетом вызвать боль и страх боли при повторении такого воздействия.
Нельзя назвать эти методы психотерапевтическими. Хотя они иногда и приводят к цели — к снятию мутизма, но в подавляющем большинстве случаев не только не оказывают общего положительного воздействия на больного, но даже причиняют ему некоторый вред.
Мы уже писали о методе самовнушения, который тесно связан с методом внушения в состоянии бодрствования. Когда Куэ излечивал больных методом самовнушения, тут, конечно, большую роль играло внушение, вера больных в него.
Leave a Response