Невротические нарушения
Мы уже отмечали, что ряд авторов предлагал и при функциональных двигательных расстройствах типа тиков применять метод активного их преодоления больным, в частности настойчивыми гимнастическими упражнениями, иногда перед зеркалом. При этом обычно рекомендуется не ограничивать гимнастические упражнения только мышцами, охваченными тиком, во избежание фиксации. Особенно подробно разработали такую методику лечения тика в свое время Мейк и Фендель.
При невротических нарушениях функций приходится учитывать, что нередко невроз нарушает наиболее слабые из них. Поэтому тренировка может иметь задачей не только преодоление психогенно возникших нарушений, но и укрепление и до заболевания слабых функций.
У некоторых больных с заиканием и избирательным мутизмом отмечается, что им особенно трудно говорить там, где требуется повествовательная речь — самая трудная форма речи. Развивать у них эту форму речи весьма целесообразно. Вместе с тем не следует и в таких случаях всегда безоговорочно пренебрегать трудностями, возникающими у больных. Нередко врачи отказываются разрешать им отвечать и сдавать экзамены письменно. Правильная для многих больных, такая мера должна все же соотноситься со степенью трудности и с состоянием больного. Иногда все же следует настойчивые требования устной речи в трудных для больных условиях предъявлять им лишь после известной подготовки. Это же относится и к ряду других функциональных нарушений, особо упрочившихся и связанных с развитием личности, преодоление которых сопряжено для больного с особо большими трудностями.
Необходимо сказать, что активирующие приемы не у всех больных могут быть применены с пользой в любой стадии заболевания. Мы уже говорили, что, выбирая такой метод, врач должен выяснить степень готовности больного к активной борьбе с болезнью Надо также учесть, не будет ли усиление самоконтроля, развитие внутреннего торможения с распространением его на очаг застойного возбуждения еще непосильным для больного. Необходимо тщательно наблюдать за состоянием больного в процессе такого лечения, чтобы всегда суметь внести в него соответствующие изменения, когда выявится в том необходимость.
Каждый раз, ставя пред собой задачу достигнуть возникновения или укрепления у больного правильного и активного отношения к своей болезни в целом и к отдельным ее выражениям, психотерапевт должен найти в состоянии больного, в его личности глубокие обоснования для решения вопроса о том, какими именно должны быть это активное отношение и эта активность.
Мы можем, например, побуждать больного, страдающего кардиофобией, игнорировать неприятные ощущения в сердце. Но мера этого игнорирования должна быть тщательно соотнесена не только с состоянием сердца, что само собой разумеется, но также и с готовностью личности.
Бывает, что больной, подчинившись врачу, но будучи еще внутренне для этого недостаточно подготовлен, испытывает в длительной прогулке такие трудности, которые надолго затормозят его активность и помешают дальнейшему лечению, ухудшат состояние больного вследствие перенапряжения тормозного процесса.
Но если психотерапевт следит за больным, особенно в начальный период тренировки, последнему обычно удается благополучно преодолеть такого рода срывы.
Мы лечили больную М., ряд лет страдающую кардиофобией. Она все эти годы выходила из дому только в сопровождении мужа или сестры. Мы начали тренировку после соответствующей подготовки. Больная охотно выполняла наши указания. Постепенно стала проходить без провожатых значительные расстояния. Тогда обнаружился страх ездить в трамваях, троллейбусах, автобусах. И это было преодолено при нашей помощи. Возникли при ходьбе головокружения. Это тоже было преодолено, но появился страх ходить при ночном освещении города.
Такая трансформация симптомов наблюдается весьма часто. И если не постоянная поддержка врача, тренировка может привести к углублению и фиксации патологических явлений.
Конечно, и при применении психотерапевтического воздействия на бодрствующего пациента врач, имея или не имея это специально в виду, оказывает на него и внушающее влияние- Авторитет, компетентность врача в вопросах, в которых больной не сведущ, эмоциональная сторона врачебного воздействия — все это не может не придавать словам и действиям врача внушающего влияния.
Leave a Response