Психотерапевты
Психотерапевту нередко надо лишь поддержать уже имеющиеся у больного тенденции и соображения, чтобы они сумели победить тенденции и мысли, с ними конкурирующие и столкновение которых обусловило возникновение конфликта и невроза.
В этом отношении представляется также характерной больная Е.
Больная Е., 51 год, девица. Страдает выраженным сколиозом. Не работает, проживает в семье сестры и ведет там хозяйство, так как сестра работает. Семья сестры ценит и любит больную, очень доброго и преданного этой семье человека. Но, несмотря на это, между сестрами изредка возникают конфликты из-за мелочей. по обоснованному мнению родных больной, неглубоких и незначительных. Но на больной эти конфликты обычно оставляют глубокий след, что легко объяснить ее душевным состоянием. Больная тяжело переживает свой физический недостаток, отсутствие собственной семьи, материальную зависимость от сестры и ее мужа Отношения Е. к сестре в некоторой мере осложнены чувством зависимости. На этой почве легко возникает чувство своей ненужности и обездоленности и как результат — глубокий невроз.
Однажды после такого конфликта у больной возникли в дальнейшем повторяющиеся приступы кашля и удушья, близкие по типу к астматическим, развились явления реактивной депрессии.
В первых беседах Е. говорит, что ее несчастье в том, что ее никто не любит, причем явно сквозит желание услышать от нас слова, разубеждающие ее в этом. Мы ей тут же говорим, что в семье сестры взрослые и дети ее горячо любят и ценят, что она там очень нужна. Больная это знает, конечно, и сама, но наши слова встречает с радостью и благодарностью, сразу с нами соглашается, но в дальнейшем все же заявляет, что уедет от сестры, переедет в какой-нибудь другой город, где будет работать и будет независима.
Совершенно очевидно, что и это аффективное высказывание не отражает подлинных планов и желаний больной, и она не нуждается в том, чтобы мы помогли ей перестроить план, избрать более правильный путь: фактически она и не собирается уезжать, но надо, чтобы ей помогли еще более убедиться в том, что, оставаясь у сестры, она действует не только в своих интересах. Она и это знает, но у нее большая потребность в том, чтобы эти ее мотивы разделял и утверждал другой, объективный и авторитетный для нес человек.
В этих наших высказываниях больная находит необходимую ей моральную поддержку.
Мы объясняем больной, что ее отъезд поставит семью сестры в затруднительное положение, что ее долг — дальше поддерживать эту семью. И опять она с радостью и с пользой для себя принимает наши высказывания, хотя они ничего нового для нее собой не представляют. Ей теперь легче согласиться с уговорами родных остаться с ними, легче исходить в своих поступках, в своих решениях из поддержанной нами концепции, что у нее есть место в жизни, что она нужна, что семья сестры — ее семья, по отношению к которой у нее имеются серьезные обязательства.
Так в процессе психотерапии тормозятся мысли, по рождающие внутренний конфликт у больной, и она освобождается от невроза.
Leave a Response