Задачи и отдельные методики психотерапии
И во всяком случае эта форма психотерапии не исчерпывается той формой воздействия, которую описывают как убеждение. Психотерапевтическое воздействие в состоянии бодрствования больного включает и внушение, и самовнушение, и тренировочную психотерапию; оно сближается с лечением трудом. Оно включает в себя предоставление больному возможности высказаться. Сюда относится и ряд других частных методик.
Рассматриваемой форме психотерапии присущ наиболее широкий диапазон психотерапевтических задач. Здесь наиболее осуществимо наряду с успокаивающим влиянием активирующее. Здесь врач может выбирать наиболее широко ту или иную позиции по отношению к больному.
Одной из первейших и важнейших задач психотерапии в состоянии бодрствования больного является правильное освещение ему характера болезни, причин ее возникновения, прогноза, характера предпринимаемого лечения.
Сошлемся на слова Дюбуа, в различных вариантах им неоднократно повторяемых: «Пациент хочет и должен знать, отчего произошла его болезнь, какое врач дает предсказание. Предпочтительно, чтобы больной ясно видел план лечения, тем более, что он должен активно идти навстречу усилиям врача. В таком же обучении нуждаются и родственники больного». Это высказывание важно и бесспорно, но, мы думаем, нуждается в дополнениях н уточнениях.
Мы бы предпочли здесь не употреблять, во всяком случае по отношению к больному, термин «обучение». Но и родственников психотерапевт должен не только обучать. В соответствующих случаях, превращая нх в своих союзников и помощников, он должен зарядить их не только знаниями, но и соответствующими эмоциями и волевой направленностью. Мы думаем, что описываемое цитируемым автором воздействие не укладывается в рамки педагогического воздействия ни по применяемой методике, ни по задаче врача.
Правильно говорит здесь Дюбуа об активности больного при психотерапии: сделать больного своим союзником и сотрудником в лечении для врача важно всегда, а особенно при лечении неврозов.
Для этого необходимо не только снабдить больного соответствующими знаниями. Более часто нужно развивать в нем волю к здоровью, иное отношение к себе и к окружающим, иные побуждения. Самая активность больного не может быть обеспечена одним обучением. Больные весьма часто страдают недостатком активности в борьбе с болезнью, и эго зависит далеко не только от недостатка знаний. Обучение больного не всегда и нужно. Часто больной все нужное ему как больному знает.., Но нуждается или не нуждается он в обучении, он почти всегда нуждается в известной перестройке, в перестройке смысла, который он вкладывает в соответствующие знания, отношения к ним, к болезни, к врачу и пр.
Мы полагаем, что, учитывая эти задачи, такой характер психотерапии, особенно проводимой в состоянии бодрствования больного, воздействие на него при этом методе психотерапии не может и называться в обычно принятом смысле слова убеждением.
Мы бы сказали, что больше всего приходится говорить не столько об убеждении, сколько об обсуждении, не свободном от элементов внушения. В этом обсуждении очень важно достигнуть большей активности больного.
При психотерапии в той или иной мере врач всегда добивается активного перехода больного на свои позиции в вопросах, имеющих непосредственное значение лечения. Психотерапевтический подход к больному особенно несовместим с отношением врача к больному как к объекту своего воздействия, пассивно воспринимающему это воздействие. Больной должен по возможности быть, хотя бы и не с начала лечения, активным союзником врача в борьбе с болезнью.
Leave a Response