Чуткость, тактичность врача
Внимание врача к больному, уменье и готовность внимательно его слушать, врачебный такт, эффективность лечения, а также успешное лечение этим же врачом и других больных, о чем данный больной знает, достаточная уверенность и спокойствие врача при одновременной скромности, осторожная и правильная оценка состояния больного — все это имеет большое значение в обеспечении доверия больного врачу.
Чуткость, тактичность врача, особенно по отношению к тяжелобольным, должны найти выражение во всех его действиях и поступках. Но внимательность и теплота в обращении с больным не должны доводиться до фамильярности. Сочувствие врача больному не должно переходить в своеобразное подлаживание, как это иногда бывает, особенно в условиях частной практики за рубежом, оно должно сочетаться с принципиальной требовательностью.
Специалисту-психотерапевту или врачу-психиатру нередко приходится высказывать больному свое мнение по медицинским вопросам, выходящим за пределы его узкой врачебной специальности. Как в интересах правильного лечения и диагностики, так и для того, чтобы не подвергать в глазах больного сомнению свой авторитет, следует по мере возможности консультироваться по таким вопросам с авторитетным специалистом и опираться в своих высказываниях и действиях на эти консультации.
Обязательно всегда устанавливать контакт и обеспечивать согласованность действий психотерапевта и другого лечащего врача,если не достижимо наиболее, конечно, желательное объединение всех методов лечения в руках одного врача. Но для такого объединения совершенно необходимо углубление знаний врачей всех специальностей н области психотерапии-
Одним из непременных условий доверия больного к врачу является умение сохранять «врачебную тайну». Врач, без необходимости злоупотребивший доверием больного, поведавшего ему то, что он считает тайной, не только сам рискует потерять доверие больного, но и содействует подрыву авторитета других врачей.
Само собой разумеется, что существует огромная разница между смыслом и значением врачебной тайны в условиях социалистического общества и ее значением и смыслом в дореволюционной России и в капиталистических странах в настоящее время. Здесь достаточно вспомнить, насколько большое значение придавали хранению врачебной тайны передовые русские врачи до Великой Октябрьской социалистической революции.
Царское правительство нередко добивалось нарушения врачебной тайны в целях борьбы с носителями передовых идей, с борцами за дело рабочего класса. Вопрос о врачебной тайне неоднократно ставился и горячо обсуждался на врачебных съездах и на заседаниях врачебных обществ. Этот вопрос стоял на повестке Пироговского съезда в 1893 г. и в том же году — в Обществе киевских врачей. Для советских врачей в вопросе о врачебной тайне нет и не может быть той политической и классовой подоплеки, которую имел этот вопрос во время царизма. Обычно врачу сообщают о семейных взаимоотношениях. Помогая решать больному возникающие в связи с этим вопросы со всем необходимым тактом, необходимо стараться обеспечить интересы как больного, так и его семьи и окружающих.
Очень часто вопрос о врачебной тайне превращается в вопрос об ошибочных взглядах больного, который видит тайну там, где ее нет и не должно быть. R таких случаях врач должен выправить эти взгляды больного.
Конечно, если стремление больного сохранить тс или иные обстоятельства в тайне обосновано, не вызвано патологическими мотивами и эти обстоятельства не угрожают серьезно ни обществу, ни самому больному, ни членам его семьи и никому иному, то тайну больного врач должен неуклонно сохранять.
Leave a Response