Задачи успокоения и активирования
Психотерапевт должен стараться обеспечить активное стремление больного выздороветь, преодолеть имеющиеся у него расстройства и их причины, устранить побуждения и мотивы, играющие отрицательную роль, укрепить и усилить положительные н полезные для здоровья больного побуждения и мотивы. Необходимо помнить наряду с психотерапией щадящей, охранительной, с психотерапией поддерживающей и о психотерапии стимулирующей и активирующей, не противопоставляя чрезмерно одну другой, не отрывая их друг от друга.
Задачи успокоения и активирования в той или иной мере, в тех или иных соотношениях между собой переплетаются. Та или иная форма активности больного весьма часто является необходимым и лучшим средством его успокоения. Своевременное успокоение является непременным условием повышения активности больного, без чего мы не мыслим выздоровления.
Самую активность, конечно, было бы неправильно понимать лишь как внешне, двигательно выраженную. Активное стремление больного к выздоровлению или хотя бы к улучшению своего состояния является одной из форм активности и одним из условий, без наличия которых существенные успехи психотерапии невозможны. Психотерапия требует того, чтобы больной был активным и в возможной для него форме и степени деятельным союзником и сотрудником врача, чтобы им руководило побуждение следовать по намеченному врачом при его собственном участии пути.
Как может мешать лечению и препятствовать его эффективности отсутствие у больного стремлений, совпадающих со стремлением врача, иллюстрирует следующий пример, приведенный Дюбуа.
«Больная была упряма… сдаться и оставить свое предвзятое мнение было для нее нравственно невозможно, по крайней мере пока она находилась у меня. Когда она уехала, это стало для нее легко, и она уступила. Но это дурное чувство больные всего чаще проявляют не по отношению к врачу; нет, они не любят признаваться в своем выздоровлении перед родственниками и друзьями, и это довольно понятно. Они боятся, что им придется услышать: «Как, вы в два месяца выздоровели от болезни, тянувшейся годы, и только благодаря психотерапии? Ну, конечно, вы были лишь мнимой больной и давно бы выздоровели сами, если бы у вас было больше характера». Некоторые больные так боятся этих суждений, что намеренно затягивают выздоровление».
В этом высказывании следует обратить особое внимание на то, как трудно бывает даже крупному и опытному психотерапевту добиться, чтобы больной стремился к скорейшему выздоровлению вместе с ним, чтобы их отношение к лечению и его перспективам совпадали. Вместе с тем мы не можем не усомниться в том, правильно ли анализирует Дюбуа изложенные факты. Явления невроза, конечно, не снимаются полностью сейчас же после того, как больном занял по отношению к ним более правильную позицию. В приведенном толковании сказывается интеллектуализм концепции автора, недостаточное его внимание к сложности процесса перестройки личности и сознания больного неврозом, игнорирование им физиологических основ невроза и выздоровления больных, страдающих последним.
Leave a Response